|
|
Лаг ба-Омер Лаг ба-Омер – это еврейский праздник, который отмечается 18 Ияра, и переводится как „тридцать третий день омера”. Истоки весёлого праздника Лаг ба-Омер теряются в неизвестности, но до сего дня никто из учёных не может точно сказать, что именно отмечает Лаг ба-Омер. Этот день известен как „праздник учащихся”. Дети в хедерах и иешивах освобождаются от занятий, и им разрешается развлекаться разными играми. В Талмуде, однако, нет на это никаких указаний. В современном Израиле 18 Ияра – это молодёжный праздник – День студента. Есть мнение, что в Лаг ба-Омер израильский народ впервые получил манну небесную. Много веков назад в Стране Израиля жил великий мудрец Торы рабби Акива. Он был одним из самых больших знатоков Устной Торы, которая объясняет смысл Письменной Торы и указывает, как на практике следует исполнять её заповеди. У рабби Акивы было 24 000 учеников. И вот однажды между праздниками Песах и Шавуот разразилась страшная эпидемия, и все его ученики умерли. Мудрецы объяснили эту беду наказанием свыше за то, что ученики рабби Акивы не относились друг к другу с должным уважением. Народ горько оплакивал гибель учеников рабби Акивы, и с тех пор сложился обычай избегать веселья в эти дни. Во время сфират hа-омер (дней счёта омера) не принято устраивать свадьбы, стричься, наслаждаться музыкой и пением... Предание говорит, что на 33-й день счёта омера прекратилась эпидемия, унесшая жизни учеников рабби Акивы. Большинство современных учёных считают, что это была не болезнь. Рабби Акива (II в.) был горячим сторонником Шимона Бар-Кохбы и его восстания против Рима. Он даже объявил Бар-Кохбу Машиахом, который освободит евреев от римского господства. Хотя первоначально Бар-Кохба и добился военного успеха, но, в конце концов, римляне очень жестоко подавили восстание. Не удивительно, если среди солдат Бар-Кохбы были тысячи учеников рабби Акивы. Таким образом, Лаг ба-Омер мог быть либо днём победы евреев над римлянами, или их спасения от смерти. По этой причине Лаг ба-Омер несёт на себе некоторый оттенок праздничности: в этот день можно стричься и бриться, можно устраивать свадьбы и веселиться. Сефардские евреи считают, что в Лаг ба-Омер та ужасная эпидемия всё-таки унесла ещё некоторое количество жертв, и поэтому не стригутся до начала следующего дня, 34-го дня омера. А у ашкеназских евреев принято считать, что Лаг ба-Омер был только короткой передышкой, которую дала та эпидемия, после чего она возобновилась с новой силой, продолжая уносить жизни учеников рабби Акивы вплоть до Рош-ходеш (начала месяца) месяца Сиван. Поэтому ашкеназские евреи и после Лаг ба-Омера продолжают соблюдать траур – до первого Сивана. Лаг ба-Омер – это также годовщина смерти одного из гигантов духа еврейского народа – рабби Шимона бар Йохая (Рашби), написавшего книгу „Зоhар” – главную книгу Кабалы. Он был учеником рабби Акивы. Смерть стала кульминацией всей его жизни, наивысшим подъёмом, и потому Лаг ба-Омер именуется также „днём торжества Рашби”. День праздника принято ознаменовывать иллюминацией его гробницы, так как по преданию в минуту смерти рабби Шимона бар Йохая весь мир наполнился светом от откровений, полученных его учениками и написанных в книге „Зоhар”. Ночь, с которой начинается Лаг ба-Омер, – это ночь костров. Главный костёр зажигают на крыше здания, выстроенного над могилой рабби Шимона бар Йохая в местности Мейрон, в Верхней Галилее. В последние годы, по инициативе Любавичского ребе, р. Менахема-Мендла Шнеерсона, по всему миру распространился обычай устраивать в Лаг ба-Омер детский парад, за которым следует большая программа развлечений. Традиционные обычаи праздника содержат некоторые воинские элементы: детей ведут в парк или за город, где они играют с луком и стрелами, жгут костры. Эта традиция посвящена памяти участников восстания Бар-Кохбы, отважно сражавшихся с римскими поработителями за свободу Израиля. В этом году праздник Лаг ба-Омер мы будем отмечать 30 апреля. |
|