Черкасский областной благотворительный еврейский фонд
"ТУРБОТА ПОКОЛIНЬ - ХЭСЭД ДОРОТ"
 

Главная    Новости    Еврейская майса     Семейные лагеря    Газета "Инэйнем"    А поговорить?!    Мы на YouTube   Доска объявлений   Наш Хэсэд    Наши спонсоры    Наши контакты    Цдака

 

 

Рош Ашана

Рош Ашана (Рош а-Шана, Рош ха-Шана) - дословно, в переводе с иврита означает „Голова года” - название Еврейского Нового года. Рош Ашана в еврейском календаре всегда приходится на первые два дня осеннего месяца Тишрей (выпадает на сентябрь-октябрь) и является одновременно и праздником, и самое главное - днём Высшего Суда. По еврейской традиции, именно в Рош Ашана определяется приговор на следующий год. В Рош Ашана в синагогах трубят в шофар - как призыв к раскаянию в день Суда и в знак утверждения Б-жественной власти над творениями в новом году.

В библейские времена понятие Рош Ашана сильно отличалось от современного. Первым месяцем года считался тогда не Тишрей, а весенний месяц Авив, позднее названный Нисан. Неизвестно, как отмечалось в то время его начало. Праздник же 1-го дня месяца Тишрей, тогда бывшего седьмым месяцем, назван днём „священного собрания”, когда положено не работать, трубить в трубы и совершать жертвоприношения (Ваикра 23:23–25; Бемидбар 29:1–6; слово шофар не упомянуто). Праздник длился один день в Земле Израиля. По еврейской традиции дни праздников в диаспоре удваивается.

Аккадское название „тишрей”, - по-видимому, от корня „шеру” - означает „начинать”. Среди древних семитов было обычным относить начало года ко времени сбора позднего урожая, то есть к осени, тогда начиналась и продажа собранного зерна. Поэтому представляется вероятным, что библейский праздник седьмого месяца в своём истоке отмечал начало сельскохозяйственного года.

Согласно Мишне, первый день месяца Тишрей - Рош Ашана, от которого ведётся отсчёт субботних и юбилейных годов, царствования чужеземных царей (нееврейских царей) и посадки фруктовых деревьев и овощей.

Установление 1-го Тишрея религиозным новым годом, по мнению законоучителей, связано с тем, что в этот день Бог судит весь мир. Считается также, что в этот день на небесах предопределяется доход каждого человека в наступающем году. Согласно рабби Элиэзеру, мир был сотворён в месяце Тишрей.

В эти дни, учит еврейская традиция, на небесах выносится решение: кому - жить, а кому - умереть. Молитвенные службы в эти дни должны повлиять на решение Творца. В богослужении на этот праздник преобладают мотивы самоанализа и покаяния. Тем не менее, искренняя вера в то, что Господь желает всем добра и благополучия, превращает этот день в праздник.

В эти дни верующий отдаёт самому себе и Создателю духовный отчёт за все свои поступки, слова и мысли за ушедший год. Он принимает решения, как исправить недостатки и проступки, как вернуться к Богу.

С этого дня начинаются десять дней молитв и раскаяния, называемые „Дни трепета” или „Десять дней раскаяния”, заканчивающиеся Йом-Кипуром.

В первый вечер Рош Ашана принято приветствовать друг друга пожеланием быть вписанным в „Книгу жизни”. Во время праздничной трапезы принято обмакивать хлеб (обычно круглую халу), над которым было произнесено благословение, в мёд, чтобы наступающий год был сладким. Существует также обычай на Рош Ашана кушать яблоки с мёдом. Слова пророка Михи: „Он опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши. Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши” (Миха 7:19) ‒ легли в основу обряда ташлих: после полудня (в первый день Рош Ашана или во второй, если первый день приходится на субботу) евреи собираются возле реки, ручья, источника или у моря и произносят этот стих, равно как и другие библейские тексты и покаянные гимны и молитвы. Обряд не упоминается в Талмуде, следовательно, он более позднего происхождения.

Согласно каноническим источникам, на Рош Ашана произошли следующие события:

  • Создание первого человека (Адама), создание Хавы (Евы), нарушение запрета не есть от древа познания добра и зла, изгнание из Эдемского сада.
  • Ноах вышел из ковчега после потопа.
  • Была послана беременность Саре, Рахели и Хане.
  • Жертвоприношение Ицхака.
  • Йосеф вышел из заточения.
  • Прекратился каторжный труд евреев во время египетского рабства.

В 2020 году праздник заходит в пятницу 18 сентября после захода Солнца и продолжается до воскресенья 20 сентября до захода Солнца.



Наши спонсоры:

                                     
 

Наш адрес: ул. Б. Хмельницкого 66, г. Черкассы, Украина, 18015 
e-mail: hesed@uch.net